О разрешении на спецводопользование
Статьей 323 Налогового Кодекса Украины предусмотрен сбор за специальное использование воды. Согласно этой статье, плательщиками сбора являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица–предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и / или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства. Таким образом, данный сбор взимается со всех лиц и организаций, имеющих разрешение на СВП (кроме исключений, предусмотренных п 324.4. ст. 324 НК).
Забор воды из водных объектов, использование и сброс загрязняющих веществ в водные объекты без наличия разрешения СВП классифицируется как самовольное использование водных объектов и тянет за собой административную или криминальную ответственность согласно законодательству Украины (Водный Кодекс Украины (ст.110)). В связи с принятием Налогового кодекса Украины, нормы относительно администрирования сбора за специальное использование воды (раздел XVI «Сбор за специальное использование воды» Кодекса) несколько изменились.
С 1 января 2011 года и по нынешнее время сбор за специальное использование воды не взимается за воду, которая используется для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических потребностей населения (совокупности людей, которые находятся на данной территории в тот или другой период времени, независимо от характера и длительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков). Таким образом, все юридические лица и физические лица–предприниматели должны платить сбор за специальное использование воды.
Исключение составляют сельскохозяйственные товаропроизводители, находящиеся на фиксированном сельскохозяйственном налоге (согласно ст.307.1.пункт В). Таким образом, разрешение на СВП также и является определяющим документом в вопросах об уплате государственного сбора за специальное устройство воды.
Процедура оформления разрешения на спецводопользование через теперь действующий «Центр разрешительных процедур «Единый разрешительный офис» такова.
В перечень основных документов, подающихся на получение разрешения, входит:
- ходатайство для оформления разрешения на спецводопользование;
- заявление;
- расчет норм водопотребления и водоотведения;
- выписка из ЕГР;
- согласование разрешения на спецводопользование с соотв. службами.
Кроме документов, подаваемых через «Единый центр», Госуправление охраны окружающей природной среды, согласно Закону Украины «О защите окружающей среды», может затребовать документы дополнительно, а именно:
- паспорт скважины;
- документ, подтверждающий право собственности на землю, на которой находится скважина (копия договора аренды, купли-продажи);
- схему сетей водоснабжения и водоотведения;
- копию договора на утилизацию жидких отходов;
- копию паспорта счетчика воды;
- копию отчета по форме 7ГР (при продлении СВП), отчет производится перед службами геологии;
- копию отчета по форме 2ТП (при продлении СВП), отчет производится перед службами «Водхоз», в случае если потребление воды составляет более 50 куб.м/сутки;
- отчет о проведенных охранных мероприятиях по скважине (при продлении СВП);
- копию акта проверки предприятия экологической инспекцией, если такового нет, придется провести внеплановую проверку;
- копию химического анализа воды.
Разрешение на спецводопользование выдаётся на три года, после чего требуется его продление. Штраф за отсутствие разрешения на СВП накладывается службой экологической инспекции в стократном размере от количества использованной воды.